Тема 4. Технология и практика взаимодействия пользователей с мировыми ресурсами через сетевые структуры

1. Компьютерная информационная гиперсреда

Фактически все основные процессы взаимодействия современных средств массовой информации со своей аудиторией укладываются в рамки упрощенной модели коммуникации, характерной для традиционных средств массовой информации (смис. 1).

Рисунок 1.Модель коммуникационных процессов традиционных СМИ

 

В основе этой модели лежит процесс «один ко многим», при котором фирма передает информацию группе потребителей, используя средство коммуникации. В зависимости от выбора этого средства информация может быть представлена в статическом (текст, графика) и/или динамическом (аудио, видео изображение, анимация) виде. Главной особенностью, лежащей в основе взаимодействия традиционных средств массовой информации с потребителями, является отсутствие интерактивного взаимодействия.

 

Рисунок 2.Модель коммуникации с использованием информационной среды


 

Эта модель подчеркивает, что первоначальное общение происходит не между отправителем и получателем информации, а скорее между пользователем и некой средой, коммуникационным пространством, причем оба участника диалога являются как отправителями, так и получателями информации. Internet в данном случае представляет собой многонаправленную коммуникативную модель «многие ко многим», в которой каждый абонент сети имеет возможность обращаться к другим отдельным абонентам или группам либо от своего имени, либо от имени группы.

В модели данного типа средством коммуникации является распределенная компьютерная сеть, а информация, может быть представлена как обычным способом, так и в виде средств гипермедиа. В рамках данной модели интерактивное взаимодействие возможно как с другими пользователями Internet, так и с самой средой непосредственно, причем последний вид является превалирующим. Благодаря этому, передатчик информации одновременно является и ее потребителем. Представленная модель охватывает широкий диапазон возможных видов коммуникационного взаимодействия.

 

Основные из них:

-пользователи, при помощи навигационного программного обеспечения, могут взаимодействовать со средой Internet и исследовать информационное содержание WWW;

-пользователи могут представлять информацию о себе, своих потребностях, участвовать в обсуждении различных вопросов, высказывать свое мнение и т. д.;

-фирмы могут взаимодействовать со средой Internet, что дает возможность осуществить контакт как между ними, так и с информацией, представленной в сети;

-фирмы могут представлять информацию о себе в среде Internet при помощи собственного web-сайта или за счет размещения информации на других web-серверах;

-пользователи и фирмы могут напрямую взаимодействовать друг с другом, например, посредством электронной почты, телеконференций или непосредственно в IRC.

В основе Internet лежит pull-модель (рис. 3), в которой информация предоставляется по запросу. Эта особенность среды Internet связана с активной ролью потребителей, обусловленной контролем над поиском информации за счет различных поисковых и навигационных механизмов.

 

Рисунок 3. Pull-модель доставки информации потребителям

 

Наблюдая за развитием технологий среды Internet, можно констатировать, что оно происходит путем синтеза push- и pull-моделей.

Гипермедиа - это новая философия представления информации и доступа к ней. Ее концепция базируется на модели информационного пространства, представленного в виде графа, узлы которого содержат информацию, а семантические связи представлены дугами графа. Информация, хранящаяся в истинной системе гипермедиа, должна быть представлена всеми возможными формами, которые может воспроизвести современный компьютер. Гипермедиа совмещает в себе радио (аудио), телевидение (динамическое изображение), прессу (текст, рисунки, фотографии) и компьютер (видеотерминал).

Важной чертой коммуникационной модели Internet является понятие эффекта присутствия, характеризующего процесс общения клиента с окружающей средой, состоящей из обстановки, помещения, рабочего места с компьютером и т. п., и среды, создаваемой компьютерными гиперсредствами.

 

2. Связь между абонентами Internet

Разговор (chat) - это обмен сообщениями, набираемыми с клавиатуры. Пользователь вводит сообщение с клавиатуры, и оно высвечивается в окне, которое одновременно видят все участники встречи.

Если компьютеры собеседников оборудованы звуковой картой, микрофоном и наушниками или акустическими колонками, то можно обмениваться звуковыми сообщениями. Однако «живой» разговор одновременно возможен только между двумя собеседниками.

Для того чтобы видеть друг друга, то есть обмениваться видеоизображениями, к компьютерам должны быть подключены видеокамеры. Обычные аналоговые видеокамеры подключаются к специальным видеоплатам, а цифровые камеры — к параллельному порту компьютера.

В последние годы большую популярность приобрело интерактивное общение через серверы ICQ (эта трехбуквенная аббревиатура образована из созвучия слов «I seek you» — «Я ищу тебя»).

Электронная почта (e-mail) - наиболее распространенный сервис Internet, т.к. она является исторически первой информационной услугой компьютерных сетей и не требует обязательного наличия высокоскоростных и качественных линий связи.

Электронная почта позволяет:

·                   посылать сообщение сразу нескольким абонентам;

·                   пересылать письма на другие адреса;

·   включить автоответчик;

·   создать правила для выполнения определенных действий с однотипными сообщениями и так далее.

Для работы с электронной почтой необходимы специальные почтовые программы. Почтовые программы входят в состав широко распространенных коммуникационных пакетов: Outlook Express входит в Microsoft Internet Explorer, Netscape Messenger — в Netscape Communicator.

 

3. Сайты. Создание web-страниц

Публикации во Всемирной паутине реализуются в форме Web-сайтов, общую классификация представлена в виде схемы, изображенной на рисунке 4. Web-сайт по своей структуре напоминает журнал, который содержит информацию, посвященную какой-либо теме или проблеме. Как журнал состоит из печатных страниц, так и Web-сайт состоит из компьютерных Web-страниц.

Рисунок. 4. Классификация web-сайтов

 

 

Обычно сайт имеет титульную страницу, на которой имеются гиперссылки на его основные разделы (Web-страницы). Гиперссылки также имеются на других Web-страницах сайта, что обеспечивает возможность пользователю свободно перемещаться по сайту.

Web-страницы сайта могут содержать динамические объекты (исполнимые модули), созданные с использованием сценариев на языках JavaScript и VBScript или элементов управления ActiveX. Создание Web-сайтов реализуется с использованием языка разметки гипертекстовых документов HTML.

Основными достоинствами HTML-документов являются:

·                   малый информационный объем;

·   возможность просмотра на персональных компьютерах, оснащенных различными операционными системами.

 

4. Познавательные и развлекательные технологии Internet

В Internet существуют десятки тысяч конференций или групп новостей (news), каждая из которых посвящена обсуждению какой-либо проблемы. Каждой конференции выделяется свой почтовый ящик на серверах Internet, которые поддерживают работу этой телеконференции.

Для того чтобы иметь доступ к почтовому ящику какой-либо конференции, на нее необходимо «подписаться».

С помощью специального языка моделирования виртуальной реальности (VRML) можно создавать виртуальные трехмерные миры, в которых можно затем перемещаться в различных направлениях и рассматривать предметы с различных сторон. Для посещения виртуальных миров необходим специальный программный модуль, который подключается к браузеру и позволяет просматривать анимированную графику сцен виртуальной реальности. Наиболее распространенным является CosmoPlayer.

5. Реклама в Internet

Существуют специализированные серверы, предоставляющие потребителю систематизированную информацию об определенной группе товаров.

Реклама в Internet реализуется с помощью баннеров (от английского слова «banner» — «рекламный заголовок»). В Internet баннер представляет собой небольшую прямоугольную картинку, на которой размещается реклама Web-сайта или Web-страницы.

Баннеры могут быть как статическими (показывается одна и та же картинка), так и динамическими (картинки постоянно меняются). Щелчок по баннеру мышью приводит к переходу на соответствующий сайт или страницу, где можно более подробно узнать о том, что рекламирует баннер.

Баннеры размещаются на сайтах либо на платной основе, либо путем обмена. Использование системы обмена баннерами, которая связывает между собой множество сайтов и позволяет им рекламировать друг друга, повышает посещаемость каждого из них.

 

Главная "Народ"
Hosted by uCoz