1.
Компьютерная информационная гиперсреда
Фактически
все основные процессы взаимодействия современных средств массовой информации со
своей аудиторией укладываются в рамки упрощенной модели коммуникации,
характерной для традиционных средств массовой информации (см.рис.
1).
Рисунок 1.Модель коммуникационных процессов
традиционных СМИ
В основе этой модели лежит
процесс «один ко многим», при котором фирма передает информацию группе
потребителей, используя средство коммуникации. В зависимости от выбора этого
средства информация может быть представлена в статическом (текст, графика)
и/или динамическом (аудио, видео изображение, анимация) виде. Главной
особенностью, лежащей в основе взаимодействия традиционных средств массовой
информации с потребителями, является отсутствие интерактивного взаимодействия.
Рисунок 2.Модель коммуникации с использованием
информационной среды
Эта модель
подчеркивает, что первоначальное общение происходит не между отправителем и
получателем информации, а скорее между пользователем и некой средой,
коммуникационным пространством, причем оба участника диалога являются как
отправителями, так и получателями информации. Internet в данном случае
представляет собой многонаправленную коммуникативную
модель «многие ко многим», в которой каждый абонент сети имеет возможность
обращаться к другим отдельным абонентам или группам либо от своего имени, либо
от имени группы.
В
модели данного типа средством коммуникации является распределенная компьютерная
сеть, а информация, может быть представлена как обычным способом, так и в виде
средств гипермедиа. В рамках данной модели интерактивное взаимодействие
возможно как с другими пользователями Internet, так и
с самой средой непосредственно, причем последний вид является превалирующим.
Благодаря этому, передатчик информации одновременно является и ее потребителем.
Представленная модель охватывает широкий диапазон возможных видов
коммуникационного взаимодействия.
Основные
из них:
-пользователи,
при помощи навигационного программного обеспечения, могут взаимодействовать со
средой Internet и исследовать информационное
содержание WWW;
-пользователи
могут представлять информацию о себе, своих потребностях, участвовать в
обсуждении различных вопросов, высказывать свое мнение и т. д.;
-фирмы
могут взаимодействовать со средой Internet, что дает
возможность осуществить контакт как между ними, так и с информацией,
представленной в сети;
-фирмы
могут представлять информацию о себе в среде Internet
при помощи собственного web-сайта или за счет размещения информации на других
web-серверах;
-пользователи
и фирмы могут напрямую взаимодействовать друг с другом, например, посредством
электронной почты, телеконференций или непосредственно в IRC.
В
основе Internet лежит pull-модель (рис. 3), в которой
информация предоставляется по запросу. Эта особенность среды Internet связана с активной ролью потребителей,
обусловленной контролем над поиском информации за счет различных поисковых и
навигационных механизмов.
Рисунок 3. Pull-модель
доставки информации потребителям
Наблюдая
за развитием технологий среды Internet, можно
констатировать, что оно происходит путем синтеза push-
и pull-моделей.
Гипермедиа -
это новая философия представления информации и доступа к ней. Ее концепция
базируется на модели информационного пространства, представленного в виде
графа, узлы которого содержат информацию, а семантические связи представлены
дугами графа. Информация, хранящаяся в истинной системе гипермедиа, должна быть
представлена всеми возможными формами, которые может воспроизвести современный
компьютер. Гипермедиа совмещает в себе радио (аудио),
телевидение (динамическое изображение), прессу (текст, рисунки, фотографии) и
компьютер (видеотерминал).
Важной
чертой коммуникационной модели Internet является
понятие эффекта присутствия,
характеризующего процесс общения клиента с окружающей средой, состоящей из
обстановки, помещения, рабочего места с компьютером и т. п., и среды,
создаваемой компьютерными гиперсредствами.
2.
Связь между абонентами Internet
Разговор (chat) -
это обмен сообщениями, набираемыми с клавиатуры. Пользователь вводит сообщение
с клавиатуры, и оно высвечивается в окне, которое одновременно видят все
участники встречи.
Если
компьютеры собеседников оборудованы звуковой картой, микрофоном и наушниками
или акустическими колонками, то можно обмениваться звуковыми сообщениями.
Однако «живой» разговор одновременно возможен только между двумя собеседниками.
Для
того чтобы видеть друг друга, то есть обмениваться видеоизображениями, к
компьютерам должны быть подключены видеокамеры. Обычные аналоговые видеокамеры
подключаются к специальным видеоплатам,
а цифровые камеры — к параллельному порту компьютера.
В
последние годы большую популярность приобрело интерактивное общение через
серверы ICQ (эта трехбуквенная аббревиатура образована из созвучия слов «I seek you» — «Я ищу тебя»).
Электронная почта (e-mail) -
наиболее распространенный сервис Internet, т.к. она
является исторически первой информационной услугой компьютерных сетей и не
требует обязательного наличия высокоскоростных и качественных линий связи.
Электронная
почта позволяет:
·
посылать
сообщение сразу нескольким абонентам;
·
пересылать
письма на другие адреса;
· включить
автоответчик;
· создать правила для
выполнения определенных действий с однотипными сообщениями и так далее.
Для
работы с электронной почтой необходимы специальные почтовые программы. Почтовые
программы входят в состав широко распространенных коммуникационных пакетов: Outlook Express входит в Microsoft Internet Explorer, Netscape Messenger — в Netscape Communicator.
3.
Сайты. Создание web-страниц
Публикации
во Всемирной паутине реализуются в форме Web-сайтов, общую
классификация представлена в виде схемы, изображенной на рисунке 4. Web-сайт по
своей структуре напоминает журнал, который содержит информацию, посвященную
какой-либо теме или проблеме. Как журнал состоит из печатных страниц, так и
Web-сайт состоит из компьютерных Web-страниц.
Рисунок.
4. Классификация web-сайтов
Обычно
сайт имеет титульную страницу, на которой имеются гиперссылки на его основные
разделы (Web-страницы). Гиперссылки также имеются на других Web-страницах
сайта, что обеспечивает возможность пользователю свободно перемещаться по
сайту.
Web-страницы
сайта могут содержать динамические объекты (исполнимые модули), созданные с
использованием сценариев на языках JavaScript и VBScript или элементов управления ActiveX.
Создание Web-сайтов реализуется с использованием языка разметки гипертекстовых
документов HTML.
Основными достоинствами
HTML-документов являются:
·
малый
информационный объем;
· возможность
просмотра на персональных компьютерах, оснащенных различными операционными
системами.
4.
Познавательные и развлекательные технологии Internet
В Internet существуют десятки тысяч конференций или групп
новостей (news), каждая из которых посвящена
обсуждению какой-либо проблемы. Каждой конференции выделяется свой почтовый
ящик на серверах Internet, которые поддерживают
работу этой телеконференции.
Для
того чтобы иметь доступ к почтовому ящику какой-либо конференции, на нее
необходимо «подписаться».
С
помощью специального языка моделирования виртуальной реальности (VRML) можно
создавать виртуальные трехмерные миры, в которых можно затем перемещаться в
различных направлениях и рассматривать предметы с различных сторон. Для
посещения виртуальных миров необходим специальный программный модуль, который
подключается к браузеру и позволяет просматривать анимированную графику сцен
виртуальной реальности. Наиболее распространенным является CosmoPlayer.
5.
Реклама в Internet
Существуют
специализированные серверы, предоставляющие
потребителю систематизированную информацию об определенной группе товаров.
Реклама в Internet реализуется с помощью баннеров (от английского слова «banner» — «рекламный заголовок»). В Internet баннер представляет собой небольшую прямоугольную картинку, на которой размещается реклама Web-сайта или Web-страницы.
Баннеры могут быть как статическими (показывается одна и та же картинка), так и динамическими (картинки постоянно меняются). Щелчок по баннеру мышью приводит к переходу на соответствующий сайт или страницу, где можно более подробно узнать о том, что рекламирует баннер.
Баннеры размещаются на сайтах либо на платной
основе, либо путем обмена. Использование системы
обмена баннерами, которая связывает
между собой множество сайтов и позволяет им рекламировать друг друга, повышает посещаемость каждого из них.